--:-- 29 июня +15°C Нижний Новгород
USD 59,54 EUR 67,68 Нефть Brent 47,31


Игорь Маштаков: Космоснаш!

Фильм «Время первых» — российский импортозамещающий ответ американской «Гравитации» Альфонсо Куаррона. Космическое противоборство супердержав 60-х годов прошлого века продолжилось и в кинематографе нашего времени.
Единоборство, к сожалению, получилось несимметричным, так как приключения астронавтов Сандры Буллок и Джорджа Клуни я смотрел в формате 3D, а полёт космонавтов Миронова и Хабенского — в обычном 2D-исполнении

Несмотря на это обстоятельство, ответ получился достойным. 2 часа 20 минут экранного времени пролетают незаметно. Особенно авторам удались те сцены, которые непосредственно относились к космическому полёту. Любовно воссозданные приборы с советскими шрифтами на шильдиках и кондовые кабели вызвали у меня, бывшего радиоинженера, острое чувство фантомной ностальгии.

Поскольку фильм, как было заявлено, основан на реальных событиях исторического полёта Леонова и Беляева, то наблюдать за космической одиссеей длиной 26 часов 2 минуты, пусть и спустя полвека, было интересно. Чувствуется правда «места и времени», которая гарантированно работает лучше всяких сценарных придумок.

Как рассказывал сам космонавт № 11, в этой экспедиции корабля»Восход-2″ у них было семь нештатных ситуаций, из которых четыре были смертельно опасными. Даже задним умом зная, что всё закончится хорошо, за героев на экране переживаешь словно пацаны из «Денискиных рассказов» Драгунского за неуловимых мстителей.
К достоинствам фильма нужно отнести и юмор, который ещё никогда не вредил ни одному, даже самому серьёзному фильму. В этом смысле сценарий не лишён нескольких удачных шуток.
Сцена в корабле, потерявшем управление:
Леонов: «Сегодня четверг или пятница?»
Беляев: «Лёша, не переживай. Года через три притяжение всё равно сработает и мы приземлимся»

К сожалению, некоторые кинематографические приёмы уже стали штампами в фильмах из серии ЖЗЛ. Начало строгом канонам заложил ещё первый фильм из серии про космос и космонавтов «Гагарин. Первый в космосе» (2013). К таким приёмам относятся флешбэки, показывающие босоногое детство Алёши Леонова — будущий герой должен обязательно лежать в траве и мечтать, глядя на далёкие созвездия. Сюда же нужно отнести и бытовые семейные сценки. В этих эпизодах жёны космонавтов выглядят абсолютно ненастоящими, замороженными и похожими на безупречных моделей из журнала «Советский Союз».
Есть пара совсем уж прямолинейных сцен, например, когда Леонов рассказывает Королёву о своём репрессированном отце, или когда Беляев фанатично занимается штангой ночью под дождём.

В целом у меня сложилось впечатление, что это не режиссёрский, а явно продюсерский проект. Дополнительно прочитанная информация о тасовании режиссёров (сначала пригласили Сергея Бодрова, заменили его на Юрия Быкова, а в титры попал только Дмитрий Киселёв), только утвердили меня в этой мысли. А продюсер Тимур Нуруахитович Бекмамбетов давно уже не казахский и даже не русский, а голливудский персонаж. Именно от продюсера взялось такое «звеняще-советское» название картины, появились многие экшн-эпизоды и музыка в духе Ханса Циммера — пафосная, соответствующая духоподъёмному настроению фильма из разряда «Партия сказала — «Надо!», космонавт ответил — «Есть!»

В итоге фильм напоминает корабль «Восход-2» — не очень красивый, собранный из отдельных кусочков, частично недоделанный, но с массой лайфхаков, придуманных по принципу «голь на выдумки хитра». Но фильм всё-таки «полетел».
За 18 дней проката бокс-офис фильма составляет 453 миллиона рублей. При бюджете в 400 миллионов свои деньги создатели уже отбили.

Противостояние СССР и США проявилось ещё раз при выходе фильма в прокат.

Российские чиновники не очень-то верили, что наш космонавт Леонов-Миронов победит в схватке с уголовником Домиником Торетто-Веном Дизелем. Поэтому Министерство культуры сделало всё, чтобы опередить американцев. Только на этот раз не с выходом человека в космос, а с выходом в прокат голливудской франшизы «Форсаж-8».

Вспоминая фильм «Легенда № 17«, будем считать, что фильмом «Время первых» российские кинематографисты достойно «отметились» и по второму пункту триады национальных святынь: Хоккей — Космос — Балет . На очереди балет. За него назначили ответственным Валерия Тодоровского с фильмом «Большой».
Coming soon!

Via: Игорь Маштаков

Обязательно напиши комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *