17 июля 19.40 «Чернокожие» (реж. Ральф Бакши; анимация, боевик, драма, комедия, криминал; 1975)
Многоуровневая сатира на межнациональные отношения в Америке. Реальные съёмки побега из тюрьмы наложены на анимационную историю Братца Кролика, Братца Медвежонка и Пастора Лиса. Разобравшись с мошенником-лжепророком, копом-расистом и местной мафией, наши герои становятся королями криминального мира Гарлема.
Кинокритик Леонард Малтин отметил, что «Чернокожие» «остаются одним из самых захватывающих фильмов Бакши, как визуально, так и концептуально». Дариус Джеймс охарактеризовал мультфильм как «„Сказку дядюшки Римуса“, переписанную Честером Хаймсом, опирающимся на йорубский сюрреализм нигерийского писателя Амоса Тутуолы».
В 1982 году в еженедельнике The Village Voice вышла статья, посвящённая фильму «Чернокожие». Там было отмечено, что фильм изгнала из кинотеатров небольшая группа людей, многие из которых даже не видели его, но, тем не менее, им удалось напугать компанию Paramount.
Первоначальные рецензии на фильм были смешанными. Например в The Village Voice назвали фильм «продуктом искалеченной руки и парализованного мозга». Позже уже положительные отзывы появились в The New York Times, The Hollywood Reporter и в афроамериканской газете The New York Amsterdam News.
В своей рецензии для The Hollywood Reporter Артур Найт попытался донести до читателей мысль, что «фильм „Чернокожие“ не против чернокожих, евреев, итальянцев или Америки в целом. Этот фильм против мошенников, лицемеров, жуликов и организованной преступности, независимо от расы, цвета кожи или вероисповедания».
Премьера мультфильма проходила в Музее современного искусства. Во время премьеры здание пикетировали люди из организации «Конгресс расового равенства» (англ. «Congress of Racial Equality»). Некоторые члены организации присутствовали и в зале. По их мнению, мультфильм наносил ущерб имиджу чернокожих. В конце сеанса Бакши должен был провести серию вопросов и ответов, но его принялись освистывать. Историк мультипликации Джерри Бек вспоминает, что «для Музея современного искусства это было дико». Далее члены «Конгресса» принялись пикетировать нью-йоркское отделение Paramount Pictures. Элейн Паркер, глава гарлемского отделения «Конгресса», ещё в январе 1975 года высказалась против мультфильма. Она сказала в интервью журналу Variety: «Фильм изображает нас как рабов, мошенников и шлюх. Для меня это расистский фильм и очень оскорбительный». Лос-Анджелесский глава «Конгресса» потребовал, чтобы Paramount не выпускали мультфильм, утверждая, что он «очень неприятен чёрному сообществу». В «Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения» фильм назвали сложной сатирой.
С разрешения Paramount Ральф Бакши и Альберт Радди передали права на дистрибуцию фильма компании Bryanston Distributing Company. Однако через две недели после релиза компания обанкротилась. Мультфильм получил ограниченное распространение и рекламировался как блэксплотейшн фильм. Кинокритик Роджер Эберт в своей рецензии на фильм согласился, что фильм провокационный, но отметил, что он очень оригинальный и заслуживает лучшего, чем то, что с ним происходит.
Персонажи мультфильма выглядят как расистские карикатуры. Чернокожие изображены так, как будто у них блэкфейс-грим из менестрель-шоу. Другие образы в фильме (белые южане, итальянцы, гомосексуалы) также преувеличены. Евреи похожи на изображения их в нацистской пропаганде, в особенности в фильме «Вечный жид». Критично в фильме была показана и мафия. По словам Бакши, он был возмущён тем, как мафия была изображена в «Крёстном отце», где Пачино и Каан создали привлекательные образы преступников.
Обязательно напиши комментарий