Выставка Павел Никифоров. Возвращение в Alma Mater
--:-- 27 марта +1°C Нижний Новгород
USD 64,16 EUR 72,58 Нефть Brent 67,97

Выставка Павел Никифоров. Возвращение в Alma Mater

Открытие: 28 февраля 2019 г.
Время работы выставки: 1 — 31 марта 2019 г.
Куратор выставки: Натэлла Войскунская, Директор Фонда ГРАНИ, Почетный член РАХ
Подробнее о выставке: https://www.tg-m.ru/news/priglashaem-na-vystavku-pavel-nikiforov-vozvrashchenie-v-alma-mater-v-nizhegorodskom-gosudarstv

Фонд ГРАНИ и московская галерея «АСТИ» отмечают 25-летие со дня смерти художника-философа Павла Ивановича Никифорова на родине мастера. Именно в Горьком юный Павел постигал азы профессии.

Галерея «АСТИ» открылась в Москве в эпоху перестройки выставкой П.И. Никифорова в 1991 году и три года была его прижизненным музеем, где одна экспозиция его работ следовала за другой. И по сей день выставочная деятельность галереи «АСТИ» и Фонда ГРАНИ связана с этим художником, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную жизнь советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности.

«Возвращение в Alma mater» продолжает серию выставочных проектов, посвященных художнику, и открывается презентацией альбомов «Павел Никифоров. Максимализм минимализма» и «Владимир Фролов. Три жизни Павла Никифорова».

Павла Ивановича Никифорова — выпускника Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ) — называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным и уж тем более успешным художником. Казалось, Павел и не искал адекватной оценки своих работ — его целью было выразить себя по максимуму: с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.

Павел отказался от холста и от многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определенной степени к ее иконописным истокам; на протяжении всей своей жизни он обращался к традиционным христианским сюжетам, преобразуя их по-своему, т.е. максимально абстрактно («Троица», «Крест животворящий», «Над миром», «Свеча»).

Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы («Знак Святого духа», «Ветка Вселенной», «Человек-галактика», «Над миром», «Окно Земли»). При этом автор усиливает философский смысл «отказом» от цвета, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а графику или наскальные рисунки — предельно скупые и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.

Вторую серию составляют не столь статичные, скорее экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой: от «Реквиема» и «Музыканта», «Струн Паганини» и «Трио» до «Весны священной. Стравинский». При этом одна из наиболее заметных картин этой серии — «Нота» — монохромна: белый цвет символизирует предельную и труднодостижимую чистоту звука.

Среди современников Павла Никифорова не могло не найтись тех, кто сделал попытку прочитать устремленный в будущее месседж художника. Это такие известные коллекционеры и меценаты, как Ника Щербакова, бывший посол Франции в России Пьер Морель, коллекционеры и галеристы Сурен Меликян (Франция) и Марина Зандман (ФРГ), Артур и Елена Джордж (Канада), Михаил Алшибая, Юрий Монастырский, Н. и А. Войскунские (Россия). Огромная роль в сохранении наследия П.И. Никифорова принадлежит его вдове — Марине Соколовой, бизнесмену Григорию Нерсесяну и искусствоведу Натэлле Войскунской — куратору нынешней выставки в Нижегородском художественном музее.

Трудно переоценить роль сотрудника Третьяковской галереи Марии Валяевой (сокуратор выставки), чье безупречное художественное чутье и настойчивость позволили сделать многое для того, чтобы работы Никифорова стали частью коллекции искусства ХХ века ГТГ. Живая заинтересованность коллекционеров и любителей «сложного» концептуального искусства Павла Никифорова поддерживала мастера как в материальном, так и в духовном плане: и в том, и в другом он нуждался в одинаковой степени. Впрочем, он мог бы, кажется, творить и в полном вакууме, по крайней мере — социальном вакууме: Павел Никифоров являет собой пример абсолютной самодостаточности.

В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее, то есть в наше настоящее.

В художественном наследии Павла Никифорова каждое произведение — поистине бесценный раритет. Его наиболее масштабные и наиболее знаковые произведения представлены на выставке «Возврашение в Alma Mater». П.И. Никифоров — художник, которого мировое художественное сообщество еще не оценило в должной степени. Его творчество — мост, перекинутый из века XX в век XXI.




сегодня27 марта среда

Детали

Начало: 1 марта
Окончание: 31 марта
Мероприятие Category:
Просмотров:

Место

Нижегородский государственный художественный музей ( НГХМ )

Нижний Новгород, Нижегородский Кремль, корп.3

+ Карта Google

№ телефона:

+7 (831) 419-13-73·+7 (831) 439-08-55·+7 (831) 419-68-90

Сайт

Обязательно напиши комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *