Горьковский Автозавод. Фотоэкскурсия.
Горьковский автомобильный завод . Один из ведущих автозаводов страны и градообразующее предприятие г. Горький (Нижний Новгород) в годы советской власти. С 1935 по 1957 год носил название «Завод имени Молотова» (ЗИМ). Выпускал широкий спектр автомобилей разных типов.
Завод «Гудок Октября» в Канавино.
1930.7.16. Строительство Главной проходной Автозавода, ныне это Комсомольская проходная
1930.7.21. Ремонтно-механический цех
1930-е года, УКС 1
1931.01.01. Силовая
Силовая — это ТЭЦ, если кто не знает
1931.10.05. Механо-сборочный цех
1931.10.05. Механо-сборочный цех, надпись на обороте предыдущей фотографии
1931 год предположительно. Не распакованные ящики с импортным оборудованием.
Сергей Петров
Господа!
На завод начинает поступать оборудование, но место для его получения и складирования не приготовлено. Оборудование поступает без документов и без предварительного оповещения. На ярлыках, прикрепленных к ящикам, указаны здания, в которых должно быть установлено содержащееся в них оборудование, но отсутствует информация о том, кем, откуда и какое именно оборудование отгружено:
Два вопроса должны быть решены немедленно. Необходимо было срочно исправить ситуацию, чтобы не допустить повторения ошибки предыдущего года, когда прибывшее оборудование было беспорядочно разбросано прямо на берегу реки и большая часть его была утрачена или разворована.
Фред Колман, инженер компании «Остин», ответственный за монтаж нового оборудования.
Из книги Ричард Картрайт Остин — Строя Утопию.
На автомобильном заводе им.Молотова, затем на Горьковском автозаводе, затем в ПО ГАЗ, затем в ОАО ГАЗ в УО (управление оборудования) не менялось отношение к поступающему на завод оборудованию. Хранилось оно так же, как показано на этом фото — под открытым небом.
Подпись на обороте предыдущей фотографии.
Это место, указанное на фото — как раз за нынешней Главной проходной на территории завода. Слева — прессовое производство, справа — РМК(ремонтно-механический корпус). Там и стояли под открытым небом ящики с импортным оборудованием, купленным за золото.
1931.11.14. Общий вид завода с водонапорной башни
Ручная тяга вместо механической
Строительство Автозавода.
Судя по возрасту, внешнему виду и одежде работников на фото — скорее это какой-нибудь субботник, а не строительство автозавода. В 30- годы на стройке работали дремучие крестьяне, которых с этими не спутаешь.
Митинг, посвященный окончанию строительства завода. 1 ноября 1931г.
29 января 1932 г. с конвейера сошел первый автомобиль — грузовик НАЗ-АА. С декабря 1932 г. на автозаводе началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А.
Практически невозможно зафиксировать окончание строительства целого завода, но раз проведён митинг, значит так оно и есть — строительство окончено!
Горьковский автомобильный завод.
Нижегородская область, 1950-е.
Конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО, потом УКЭР) всегда стоял особняком к другим инженерным службам завода.
В корпусе инженерных служб (КИС) размещались Проект.У — проектное управление, который можно было сравнить с крупным проектным институтом и УГТ — управление главного технолога со своими конструкторскими и технологическими отделами.
Похоже на сквер перед Главной проходной. Фонтан, большая клумба на тех же местах.
Первый грузовой «форд» советской сборки — модель АА. Нижний Новгород. Автосборочный завод № 1. 1 февраля 1930 г.
Даёшь пятилетку за 4 года в три смены,на двух станках,за одну зарплату! Ура,товарищи! Сергей Железов.
Лично я был долгие годы слесарем механосборочных работ на ГАЗе. Собирал Волгу ГАЗ 31-029,ГАЗ 31-02,ГАЗ 31-10 в разных модификациях,а ещё Волгу-Сайбер. Собирал бы сейчас Шкоду,но повезло попасть под сокращение. Сейчас И.П. у меня по антиквариату.
1937 год, главный конвейер
Конвейер ГАЗ-51 — 1946г.
Конвейер — ГАЗ-67.
А.А.Липгарт и А.Н. Кириллов возле пластилинового макета Победы, 1945 год
Газ-А первого выпуска на конвейере — 10 декабря 1932 года.
Это главный конвейер. Участок подсборки задних мостов грузовых автомобилей. Потом эти мосты подаются на конвейер и устанавливаются на на шасси автомобиля.
Склад автомобилей управления сбыта.
Это Главная проходная.
Раньше здесь была проходная для рабочих (сейчасна этом месте располагается КИС — корпус инженерных служб). А машины выезжали в те же ворота, что и сейчас.
За проходной — ИШК (инструментально-штамповый корпус). Слева вдали — Кузовной корпус на комсомольской проходной.
Вид на Кузовной корпус со стороны завода. Он располагается вдоль Автозаводского шоссе от Комсомольской проходной до Северной проходной.
Окрашенные и собранные кузова легкового автомобиля ГАЗ-М1.
Сзади автомобиля ГАЗ-12 ЗиМ — Кузовной корпус. Справа — трёхэтажное здание, в котором раньше располагалось КЭО, а позже и до последних времён в этом здании располагался ЦСЛА — цех сборки легковых автомобилей.
Цех сборки легковых автомобилей.
старый грузовой конвейер…
Двор у кузовного корпуса.
Это ЦСЛА — цех сборки легковых автомобилей. На этих стендах производят регулировку развал-схождения колёс.
На этом снимке идёт сборка окрашенных кузовов Сайбер в КСиОК ПЛА-2.
Здесь отстаиваются автомобили, которые ОТК не пропустили в сбыт. Автомобили ставят рядом с конвейером и устраняют дефекты. В идеальном случае здесь никаких машин стоять не должно.
Прессовая кузница. Это прессы Ново-краматорского механичкского завода(НКМЗ). Теперь мы оттуда ничего не получим — Украина!
Цех сборки легковых автомобилей. На конвейере — автомобили ГАЗ-24 «Волга».
ЦСЛА. На кондукторный конвейер устанавливается окрашенный, собранный и обитый кузов автомобиля «Победа» М-20.
Роботизированная линия цеха сварки кабин на производстве коммерческих автомобилей. Цех сборки-сварки кабин располагается на 1-м этаже кузовного корпуса. Почти всё автоматизированное оборудование этого цеха, кроме сварочных роботов, спроектировано и изготовлено силами конструкторов и рабочих управления собственного станкостроения ОАО «ГАЗ». Благодаря этому, в непростой период всеобщего развала, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами было освоено производство Газелей, которые выпускаются на этом оборудовании и по сей день.
Испытания кузова ГАЗ-20 на жесткость
Деревянный демонстрационный макет Победы, лето 1944 год
1955-1958 гг. Фото Александра Аникина На кондукторном конвейере ГАЗа М-20В
Цех сборки легковых автомобилей. На кондукторном конвейере ведётся сборка автомобиля М-20 «Победа».
Потом на этом же конвейере собилались легковые автомобили ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга».
изготовление вытяжного штампа панели пола на копировально-фрезерном станке в ИШК. Сверху — шаблон, деревянная копия панели пола, снизу металлическая чугунная отливка штампа, которую обрабатывают на станке.
1952 г. свежепокрашенная Победа сушится в электрической сушильной камере
На фото автомобили ЗИМ-12 (ГАЗ-12). Снимок, вероятнее всего, 1950-го года.
На фото автомобили ЗИМ-12 (ГАЗ-12). Снимок, вероятнее всего, 1950-го года.
Главный конвейер сборки автомобилей ГАЗ-4301 и ГАЗ-3307.
Сборочный цех №1. Идёт сборка кабины Газели.
Главный конвейер.
Цех сборки легковых автомобилей — 2 (ЦСЛА-2). Он заново выстроен на месте снесённого цеха гидроузлов, который с южной стороны примыкал к зданию цеха легковых автомобилей (ЦСЛА).
Сборочный цех №1. Сборка цельнометаллических кузовов.
Сборочный цех №1.
Подсборка гидровакуумного усилителя перед установкой его на Газель.
Сборочный цех №1.
На напольных конвейерах ведётся сборка окрашенных кабин полуторки ГАЗ-3302.
Конвейер сборки Газелей.
Я сделал это фото примерно в 1963 году для того, чтобы послать его в Англию моему другу по переписке. Тогда было в духе времени — переписываться с иностранцами. Я хотел показать этим фото, что и мы в СССР не лаптями щи хлебаем. Умеем строить современные здания из стекла и бетона. На автозаводской земле — это первое «модерновое» здание.
Владимир Сергеев
ЦСЛА. На кондукторном конвейере собирается автомобиль представительского класса ГАЗ-3102.
На снимке ГАЗ-22 «Волга» универсал-скорая помощь. Снята внутри завода. Слева — здание Кузовного корпуса. Справа — здание ЦСЛА.
Цех сборки легковых автомобилей. Выпуск автомобилей ГАЗ-21 «Волга».
1970 год. Цех сборки легковых автомобилей. Окончание выпуска автомобилей ГАЗ-21 «Волга» и начало выпуска легковых автомобилей ГАЗ-24 «Волга» без остановки производства.
Владимир Сергеев
Сборочный цех №2.
Это был цех высокой культуры. На сборке работали в основном женщины. Располагался на 3-м производственном этаже кузовного корпуса. Все детали и комплектующие доставлялись в цех грузовыми лифтами. Сборка и обивка кузовов производилась на напольных конвейерах, которые перемещали кузова по крытой галерее в цех сборки легковых автомобилей.
На главном конвейере идёт сборка грузовых автомобилей ГАЗ-53.
Здание Кузовного корпуса со стороны завода.
На первом этаже Кузовного корпуса располагались: цех крупной штамповки, цех средней штамповки, цех сборки кабин, цех сборки кузовов, ремонтно-инструментальный цех, ремонтно-механический цех. Здесь же, на площадях цеха средней штамповки, размешался участок наладки крупных штампов ИШК.
На втором бытовом этаже на всём протяжении кузовного корпуса располагались кабинеты руководителей, инженерные службы, профком, партком, библиотека и гардеробные помещения с душевыми для рабочих.
На втором производственном этаже располагался цех каркасов и глушителей, Красный уголок и столовые.
На третьем этаже располагались цех изготовления кузовов «Чайка» ГАЗ-13 и сборочный цех №2, в котором собирались и обивались крашеные кузова легковых автомобилей.
На четвёртом этаже кузовного корпуса располагался цех сборки кабин автомобиля ГАЗ-66. Готовые кабины ГАЗ-53 и ГАЗ-66 по крытой галерее на подвесных конвейерах отправлялись в корпус сборки грузовых автомобилей, где окрашивались и собирались. На 4-м же этаже кузовного корпуса располагались также цех окраски кузовов и цех окраски мелких и средних деталей. Цех окраски кузовов легковых автомобилей раньше входил в состав сброчного цеха №2 как участок.
В 1970 году к старому Кузовному корпусу пристроена новая часть Кузовного корпуса — до Северной проходной. В этом пристрое было размещено оборудование длс сварки и сборки кузовов автомобиля ГАЗ-24, что позволило без остановки производства в 1970 году перейти на выпуск новой «Волги» — ГАЗ-24 вместо «Волги» ГАЗ-21.
Чайка ГАЗ-13 собиралась не на общем конвейере. Сейчас она стоит на стенде для регулировки развала-схождения колёс.
И до сих пор вот эта лента подачи существует на заводе в таком же виде
ЦСЛА. Съем автомобиля с кондукторного конвейера и установка его на напольный конвейер производился автоматическим манипулятором.
2014. 03. Кузница
2014. 03. Кузница
Памятный знак
Это кузнечное производство автозавода. На стенде около корпуса установлен паровой молот, на котором раньше ковали детали автомобилей.
Если идти прямо , метров 150, то будет рессорный цех( в этом же здании ) и напротив его дорога, направо, к Главной проходной завода, мимо Сборки грузовых и Газелей, Прессовго первого и ЛИО.
Мемориальная доска на здании кузницы
ЦСЛА. Выпуск тысячного автомобиля ГАЗ-3102 «Волга».
Слева-направо: Каликин В.П.,Новиков Ф.П.,Пугин Н.А.,Семенников Б.М.,Панков Б.А. Этот снимок был сделан в цехе сборки легковых автомобилей (ЦСЛА) 25 января 1983 года.
На этой фотографии: Каликин В.П., Новиков Ф.П., Пугин Н.А., Семенников Б.М., Панков Б.А.
Л.И.Брежнев в сборочном №2. Фото Н. Добровольского
Торжественный митинг по случаю вручения ГАЗу ордена Ленина. 12.02.71. Фото Н. Добровольского
Митинг, посвященный пуску автозавода. 1января 1932г.
2011.11.04 Палец даю!
2011.11.04 Не отрывается, другой даю!
Фотография из книги М. Н. Вдовина, А.М.Горева «Все для победы!»
Рождение автозавода
В цеху
В цеху
Идет процесс создания автомобиля
В.В. Лебедев и конструктор В.П. Дуарте
Рождение автомобиля
У макета автомобиля В.В. Лебедев
Скульптор-художник В.В. Лебедев
Подписка на новые статьи от Ситифокс — by Email
Спасибо за экскурс в историю завода.
Алексей, еще более полный экскурс можно осуществить посетив https://vk.com/club48760252 — то самое место, откуда сюда тупо перетащили большинство фотографий не указав авторов и другой атрибутив.
Спасибо за фото экспозицию.Без слёз и кома в горле не возможно смотреть. Мой дед крестьянин из Курской губернии приехал в 30-ом строить автогигант.Всю жизнь проработали все из нашей семьи,из семьи мужа,мы с мужем и сын.А теперь такое плачевное состояние такого автогиганта…Слёзы душат от обиды…
Авторство фото, источник фото сейчас уже не обязательно указывать?
Нет. Все фото советского периода — принадлежат всему народу. А тех, кто их присваивает и вообще копирастов — надо было придушить, пока маленькие.
Хороший совет-придушить. Я вот свои фото накидал в книгу и подарил их ВСЕМ и что, придушить всех кто будет их потом копировать?? Культуры нет обращения с исходниками. Копируешь — дай ссылку на ИСТОЧНИК и АВТОРА. Не ради славы автора, а Культуры , окаянной, ради. Может быть, когда -нибудь и окультуримся….