Путеводитель по Горькому, ностальгический — 57 фото.
Путеводитель по городу Горькому 1960 года издания. Издательство «Горьковская правда»
Город Горький — бывший Нижний Новгород — крупный промышленный и культурный центр. Он имеет богатую выдающимися событиями многовековую историю.
С момента своего основания (1221 год) и до середины XVI века Нижний Новгород был восточной пограничной крепостью Руси на Волге.
В начале XVII столетия (в 1611 году) в Нижнем Новгороде по призыву великого русского патриота Кузьмы Минина было создано всенародное ополчение, которое спасло страну от угрозы иноземного порабощения.
В конце прошлого и начале текущего столетия город славился Всероссийской ярмаркой, игравшей важную роль в экономике страны.
Со второй половины XIX столетия Нижний Новгород развивается как крупный промышленный центр. Нижегородский пролетариат был одним из авангардных отрядов пролетарского революционного движения в нашей стране. Им руководила нижегородская партийная организация, созданная при активном участии великого Ленина. Нижегородские рабочие вели напряженную борьбу с самодержавием, капиталистами и помещиками, сражались на баррикадах в декабре 1905 года и одержали победу в дни Великого Октября.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции и в годы Великой Отечественной войны город был одним из арсеналов Советской Армии, ковавших оружие победы над врагами Страны Советов.
Нижний Новгород — Горький — родина многих выдающихся революционеров, деятелей русской и советской науки и культуры. Здесь родился и работал великий писатель А. М. Горький, чье имя город носит с 1932 года. В Н. Новгороде родился и начал свою революционную деятельность Я. М. Свердлов. Уроженцами города являются гениальный изобретатель И. П. Кулибин, великий математик Н. И. Лобачевский, выдающийся критик и революционный демократ Н. А. Добролюбов, композитор М. А. Балакирев, писатели П. И. Мельников-Печерский, В. И. Костылев и многие другие.
В г. Горьком сохранилось немало памятников старины XVI—XVIII веков. За годы советской власти город изменился, вырос, помолодел. Девять десятых его территории — огромные жилые районы, десятки предприятий — все это возникло в советский период на месте пустырей, бывших пригородных сел и деревушек. Если по переписи 1926 года в Н. Новгороде, Канавине и Сормове жило 184.9 тыс. чел., то по переписи 1959 года население г. Горького составило 942 тыс. чел.
2 мая 1930 года на месте пустырей и болот около деревни Монастырки был заложен гигант отечественного автомобилестроения — автозавод. Ныне около него широко раскинулся крупный жилой район с десятками благоустроенных улиц.
Число жителей района почти в два раза превышает количество населения дореволюционного Нижнего. Такие же изменения произошли в Сормовском районе, где в многоэтажной застройке растворились и исчезают с лица земли деревушки, окружавшие сормовский завод. Крупные жилые массивы созданы и создаются и в других районах города.
Горьковская промышленность дает стране много разнообразной продукции. По сравнению с 1913 годом выпуск продукции крупной промышленности возрос в 191 раз. Ведущими отраслями горьковской промышленности являются автомобилестроение, станкостроение, речное судостроение, машиностроение. Кроме того, в городе имеется ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.
В нашей стране и далеко за ее пределами широко известны комфортабельные легковые автомобили «Чайка» и «Волга», грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-бЗ, ГАЗ-62 и другие, выпускаемые на Горьковском автозаводе. На многих водных путях страны курсируют суда, изготовленные на старейшем предприятии города — заводе «Красное Сормово». В Сормове изготовлены флагманы волжского флота — дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», налажен выпуск быстроходных многоместных пассажирских судов на подводных крыльях. В нашей стране и за рубежом хорошо известны фрезерные станки, мельничное оборудование, и многие другие изделия, изготовляемые горьковской промышленностью. По семилетнему плану намечается значительное техническое перевооружение горьковской промышленности и она освоит выпуск многих новых образцов изделий.
Город Горький является крупным транспортным центром.
По Волге и Оке в период навигации из города ежедневно отправляются десятки судов с народнохозяйственными грузами и пассажирами. Горьковский порт по грузообороту является крупнейшим речным портом Советского Союза. Электрифицируемая в настоящее время Горьковская железная дорога является одной из наиболее значительных железнодорожных магистралей страны.
Дальнейшее развитие получает городской транспорт. Общая длина трамвайных путей города составляет около 170 километров, а протяженность автобусных маршрутов — 400 км. В городе работает семь маршрутов троллейбуса и крупный парк такси. Ведутся большие работы по асфальтированию улиц, озеленению, уличное освещение переводится на лампы дневного света, в широких масштабах ведется газификация жилого фонда.
Город Горький — крупный культурный центр. В нем имеется десять высших учебных заведений, ряд науч-но-исследовательских институтов, 21 техникум, более 150 школ.
В городе работают оперный и драматический театры, театр комедии, театр юного зрителя и кукольный театр, имеется два крупных Дворца культуры, киноконцертный зал, филармония, 45 кинотеатров и клубов, около 400 библиотек, 6 музеев, телецентр.
Население города обслуживают 54 больницы, 54 амбулатории и поликлиники, в которых работает свыше 3500 врачей.
По семилетнему плану намечается дальнейшее развитие городского хозяйства. В городе будет построено свыше трех с половиной миллионов квадратных метров жилой площади, что составляет почти три дореволюционных Нижних Новгорода. Будут построены новые шоссейный и железнодорожные мосты через Оку и Волгу, реконструированы городские набережные. Намечены крупные работы по дальнейшему благоустройству города.
Выполняя решения партии и правительства, трудящиеся города Горького неустанно трудятся на благо своей великой Родины, вносят свой достойный вклад в осуществление великой задачи развернутого строительства коммунизма в нашей стране.
Подписка на новые статьи от Ситифокс — by Email
в Горьком бутылки были фигурные, молоко в треугольных пакетах тоже было — всегда вкуснее «бутылочного». Почему? А еще, после 85, наверное, года, появились литровые бутылки. Причем первыми в них начали продавать соевое молоко — кошмар моего детства. А в конические бутылки ближе уже к девяностым разливали молоко под таинственным тогда названием «обрат». Это «обрат» взрослыми произносилось с горечью и презрением одновременно — и пить невозможно и молочное надо же употреблять.