Путеводитель по Горькому, ностальгический - 57 фото.
--:-- 19 марта 0°C Нижний Новгород
USD 91,98 EUR 100,2 Нефть Brent 86,89

Путеводитель по Горькому, ностальгический — 57 фото.

Путеводитель по городу Горькому 1960 года издания. Издательство «Горьковская правда»

122733895 122733945Город Горький — бывший Нижний Новгород — крупный промышленный и культурный центр. Он имеет богатую выдающимися событиями многовековую историю.
С момента своего основания (1221 год) и до середины XVI века Нижний Новгород был восточной пограничной крепостью Руси на Волге.
В начале XVII столетия (в 1611 году) в Нижнем Новгороде по призыву великого русского патриота Кузьмы Минина было создано всенародное ополчение, которое спасло страну от угрозы иноземного порабощения.
В конце прошлого и начале текущего столетия город славился Всероссийской ярмаркой, игравшей важную роль в экономике страны.
Со второй половины XIX столетия Нижний Новгород развивается как крупный промышленный центр. Нижегородский пролетариат был одним из авангардных отрядов пролетарского революционного движения в нашей стране. Им руководила нижегородская партийная организация, созданная при активном участии великого Ленина. Нижегородские рабочие вели напряженную борьбу с самодержавием, капиталистами и помещиками, сражались на баррикадах в декабре 1905 года и одержали победу в дни Великого Октября.
В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции и в годы Великой Отечественной войны город был одним из арсеналов Советской Армии, ковавших оружие победы над врагами Страны Советов.
Нижний Новгород — Горький — родина многих выдающихся революционеров, деятелей русской и советской науки и культуры. Здесь родился и работал великий писатель А. М. Горький, чье имя город носит с 1932 года. В Н. Новгороде родился и начал свою революционную деятельность Я. М. Свердлов. Уроженцами города являются гениальный изобретатель И. П. Кулибин, великий математик Н. И. Лобачевский, выдающийся критик и революционный демократ Н. А. Добролюбов, композитор М. А. Балакирев, писатели П. И. Мельников-Печерский, В. И. Костылев и многие другие.
В г. Горьком сохранилось немало памятников старины XVI—XVIII веков. За годы советской власти город изменился, вырос, помолодел. Девять десятых его территории — огромные жилые районы, десятки предприятий — все это возникло в советский период на месте пустырей, бывших пригородных сел и деревушек. Если по переписи 1926 года в Н. Новгороде, Канавине и Сормове жило 184.9 тыс. чел., то по переписи 1959 года население г. Горького составило 942 тыс. чел.
2 мая 1930 года на месте пустырей и болот около деревни Монастырки был заложен гигант отечественного автомобилестроения — автозавод. Ныне около него широко раскинулся крупный жилой район с десятками благоустроенных улиц.
Число жителей района почти в два раза превышает количество населения дореволюционного Нижнего. Такие же изменения произошли в Сормовском районе, где в многоэтажной застройке растворились и исчезают с лица земли деревушки, окружавшие сормовский завод. Крупные жилые массивы созданы и создаются и в других районах города.
Горьковская промышленность дает стране много разнообразной продукции. По сравнению с 1913 годом выпуск продукции крупной промышленности возрос в 191 раз. Ведущими отраслями горьковской промышленности являются автомобилестроение, станкостроение, речное судостроение, машиностроение. Кроме того, в городе имеется ряд крупных предприятий легкой и пищевой промышленности.
В нашей стране и далеко за ее пределами широко известны комфортабельные легковые автомобили «Чайка» и «Волга», грузовые автомобили ГАЗ-51, ГАЗ-бЗ, ГАЗ-62 и другие, выпускаемые на Горьковском автозаводе. На многих водных путях страны курсируют суда, изготовленные на старейшем предприятии города — заводе «Красное Сормово». В Сормове изготовлены флагманы волжского флота — дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз», налажен выпуск быстроходных многоместных пассажирских судов на подводных крыльях. В нашей стране и за рубежом хорошо известны фрезерные станки, мельничное оборудование, и многие другие изделия, изготовляемые горьковской промышленностью. По семилетнему плану намечается значительное техническое перевооружение горьковской промышленности и она освоит выпуск многих новых образцов изделий.
Город Горький является крупным транспортным центром.
По Волге и Оке в период навигации из города ежедневно отправляются десятки судов с народнохозяйственными грузами и пассажирами. Горьковский порт по грузообороту является крупнейшим речным портом Советского Союза. Электрифицируемая в настоящее время Горьковская железная дорога является одной из наиболее значительных железнодорожных магистралей страны.
Дальнейшее развитие получает городской транспорт. Общая длина трамвайных путей города составляет около 170 километров, а протяженность автобусных маршрутов — 400 км. В городе работает семь маршрутов троллейбуса и крупный парк такси. Ведутся большие работы по асфальтированию улиц, озеленению, уличное освещение переводится на лампы дневного света, в широких масштабах ведется газификация жилого фонда.
Город Горький — крупный культурный центр. В нем имеется десять высших учебных заведений, ряд науч-но-исследовательских институтов, 21 техникум, более 150 школ.
В городе работают оперный и драматический театры, театр комедии, театр юного зрителя и кукольный театр, имеется два крупных Дворца культуры, киноконцертный зал, филармония, 45 кинотеатров и клубов, около 400 библиотек, 6 музеев, телецентр.
Население города обслуживают 54 больницы, 54 амбулатории и поликлиники, в которых работает свыше 3500 врачей.
По семилетнему плану намечается дальнейшее развитие городского хозяйства. В городе будет построено свыше трех с половиной миллионов квадратных метров жилой площади, что составляет почти три дореволюционных Нижних Новгорода. Будут построены новые шоссейный и железнодорожные мосты через Оку и Волгу, реконструированы городские набережные. Намечены крупные работы по дальнейшему благоустройству города.
Выполняя решения партии и правительства, трудящиеся города Горького неустанно трудятся на благо своей великой Родины, вносят свой достойный вклад в осуществление великой задачи развернутого строительства коммунизма в нашей стране.

36
Дворец пионеров им. В. П. Чкалова.

37
Вид на мост через Оку (Канавинский мост)
38
Непрерывная разливка стали на заводе «Красное Сормово».
39
У причалов пассажирской пристани.
40
В цехе швейной фабрики
41
У входа в ГосБанк
42
Ледокол на Волге (на фото — ледокол «Дон» проекта 16. Построен в 1950 году, списан, разделан в 2008 году в затоне Память Парижской коммуны)
43
В речном порту (теплоход проекта 576 «Свияжск»)
44
На стадионе «Торпедо»
45
На катке стадиона «Динамо»
46
Горьковская ГЭС (Сама ГЭС находится в Городце и соединяет два города — Заволжье и Городец, на фото запечатлен завершающий этап строительства)
47
Волжская набережная.
48
Гостиница «Центральная»
49
Идут юные пионеры
50
Концерт симфонического оркестра на Волжском откосе
51
В читальном зале областной библиотеки им. В. И. Ленина.
52
Дом связи (не знаю как в те годы — но сейчас это пожалуй единственный в стране дом без адреса — так и пишется в документах — г. Нижний Новгород, Дом Связи)
53
В детском саду
54
Катера на подводных крыльях на Волге.
55
Лыжный трамплин.
56
Автозавод. Универмаг.
57
«Метеор» — 150-местный теплоход на подводных крыльях. Построен на заводе «Красное Сормово» в 1959 году.
58
В студии телецентра.
1
Памятник В. И. Ленину в Сормове
2
Зеленский съезд
3
Сормово. Улица Коминтерна.
4
Площадь Революции
5
Улица Я. М. Свердлова (ныне возвращено историческое название — Большая Покровская, сейчас улица пешеходная — здесь и далее — курсивом мои примечания)
6
Автозавод. Соцгород.
7
Новые жилые дома на Арзамасском шоссе.
8
Въезд в Кремль.
9
Здание областного Совета профсоюзов.
10
Памятник героям революции 1905 года.
11
На детской железной дороге им. А. М. Горького.
12
На детской железной дороге им. А. М. Горького.
13
Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина
14
Драмтеатр им. А. М. Горького
15
Центральный вход в новое здание университета им. Н. И. Лобачевского
16
Дизель-Электроход «Ленин». Построен на заводе «Красное Сормово» (сгорел во время зимнего ремонта 1986-1987 годов, корпус разделан на металл в затоне Память Парижской Коммуны в середине 90-х годов)
17
Историко-Архитектурный музей-заповедник
18
В одном из залов музея
19
Памятник А. М. Горькому
20
Бытовой музей детства А. М. Горького. («Домик Каширина»).
21
Здание городского Совета
22
автозавод. На конвейере сборки автомобилей «Волга»
23
Автомобиль «Чайка»
24
Дворец культуры им. В. И. Ленина
25
На детском речном пароходстве
26
В концертном зале консерватории им. М. И. Глинки.
27
Политехнический институт им. А. А. Жданова
28
Институт инженеров водного транспорта (ныне Волжская Государственная Академия Водного Транспорта)
29
Сельскохозяйственный институт
30
В кремле.
31
Памятник В. П. Чкалову
32
Автозавод. Киноконцертный зал.
33
Памятник Я. М. Свердлову
34
В одном из скверов города.
35
В зимний день.
Подписка на новые статьи от Ситифокс — by Email

Посмотреть статью:  Горьковские пионеры в неопознанном пионерлагере 1963.
Подписывайтесь на новые статьи от Ситифокс внесите свой email address:

Delivered by FeedBurner

Комментарии

  1. в Горьком бутылки были фигурные, молоко в треугольных пакетах тоже было — всегда вкуснее «бутылочного». Почему? А еще, после 85, наверное, года, появились литровые бутылки. Причем первыми в них начали продавать соевое молоко — кошмар моего детства. А в конические бутылки ближе уже к девяностым разливали молоко под таинственным тогда названием «обрат». Это «обрат» взрослыми произносилось с горечью и презрением одновременно — и пить невозможно и молочное надо же употреблять.

Обязательно напиши комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *