Владимир Березин: Фильм "Покровские ворота" меня всегда откровенно раздражал.
--:-- 29 марта +7°C Нижний Новгород
USD 92,26 EUR 99,70 Нефть Brent 87,48

Владимир Березин: Фильм «Покровские ворота» меня всегда откровенно раздражал.

Владимир Березин: Фильм «Покровские ворота» меня всегда откровенно раздражал.

Как-то долго говорили про фильм «Покровские ворота», я бы даже сказал — спорили. Добрая моя приятельница Маргарита Александровна отстаивала право на существование там положительных персонажей, я же говорил, что никаких положительных персонажей там нет.
Их там нет ровно в той же мере, в какой нет положительных персонажей в «Ревизоре» или «Мёртвых душах».
Герои вовсе не выдуманы. Они именно такие, как в жизни, в чём признавался великий драматург Зорин, впихнувший в свою пьесу соседей по коммуналке. Но, собственно, на этом и построена современная обаятельность (и во времена Гоголя — тоже) — мы готовы полюбить всех, палачей и жертв, мёртвых и живых, дураков и умниц, резиновых женщин, наших одноклассников — просто потому что прошло тридцать лет со дня окончания школы, наших бывших — оттого, что мы их любили когда-то, дворников и сторожей — потому, что нам очень важно чувство карнавальной радости. Хоть на час, хоть на минуту.
Итак, кого Зорин вписал в бессмертный список своих мёртвых душ?
Про Маргариту Павловну, деспота нашего двора, всё ясно, и так же ясно, что девушка Рита с алой каплей комсомольского значка на лацкане — очевидная реинкарнация самой Маргариты Павловны. Так что повеса Костик получает отмщение за все свои любовные победы. Он политый поливальщик Покровских ворот, и движется к номенклатурной квартире на Котельнической набережной.
Людочка непроходимо глупа, а Хоботов всё время готов сдать свою любовь, что и делает постоянно. В этом страшная сила этого образа, который точно описывается названием книги Белинкова «Сдача и гибель советского интеллигента».
Бессмертный тандем Орловичей, что до сих пор убивают поэзию на литературных вечерах, душа её выдуманным пафосом и заунывным чтением.
Сбитый лётчик Велюров стремительно движется к своему алкоголическому концу. Впрочем, он уже умер, только пока не знает об этом.
Бездарный подкаблучник Соев комментариев не требует.
Савва Игнатьич при всём своём добродушии похож на дворника Герасима, и если ему велят, то он утопит не только Хоботова, но всю коммунальную квартиру.
Светлана с её «читала, знаю» — нормальная прагматичная девушка, выгрызающая себе счастье любой ценой.
Алиса Витальевна, давным-давно спрятавшаяся в раковину безвременья, на самом деле гостья с кладбища, где она на самом деле живёт, и приходит в эту квартиру посмотреть телевизор и соорудить поминальный… то есть свадебный стол.
Куда лучше честная жеманница (эвфемизм) Анна Адамовна и easy rider Савранский, но он злостный нарушитель правил дорожного движения.
Что будет с ними? Это хороший вопрос, потому что людьми он задаётся в тот момент, когда они на самом деле думают, что будет с ними. Маргарита Павловна переезжает в пятиэтажку (из ещё строят без кирпича) где-то в Хамовниках, Измайлове, Марьиной Роще или Черемушках. Москва ещё не утвердила свои границы по кольцевой дороге и выглядит маленькой.
Рядом живёт Хоботов с женой – в таком же доме из серого кирпича. Лифта в нём нет, и через несколько лет это убьет его — на лестнице между четвёртым и пятым этажами он схватится за сердце и осядет на ступени – точь-в-точь как Осип Брик.
Костик не так долго проживёт в московской высотке. Его отношения с номенклатурной семьёй сложатся по известной поговорке: «Донорская жопа отторгла чукчу».
Можно надеяться, что комната Велюрова достанется Свете. Это хороший вариант – фиктивный или наполовину фиктивный брак: Велюров вытащит девушку-лимитчицу из общежития и даст прописку. Она за это скрашивает его цирроз печени и оставшиеся несколько лет. При том, что она часто будет на сборах и соревнованиях, это почти открытый брак.
Алиса Витальевна окончательно переселится на Введенское.
Разве к дворнику нет претензий. И, разумеется, к мальчику Яше со скрипкой, что несомненная жертва своего дедушки-тирана. Яша уедет в Израиль в 1972-м и через год будет убит в войне Судного дня.
Но смысл моего высказывания как раз в том, что сюжет Зорина и его воплощение Козаковым — совершенно прекрасны. Эта история нашей жизни, того её ужаса, который обдаёт нас, когда мы открываем старые альбомы с фотографиями. Ад – это другие.
Оборотись-ка на себя, хлопец, ты-то, что, больно хорош?

Посмотреть статью:  Почему родить в России не просто страшно, а очень страшно....

Via: Владимир Березин

Обязательно напиши комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *