Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре
Один из самых философских, глубоких и даже таинственных памятников Самары — это памятник Владимиру Высоцкому.
Автором монумента стал его близкий друг — художник и скульптор Михаил Шемякин
1. Памятник открыли 25 января 2008 года, в день, когда Высоцкому исполнилось бы 70. Находится у Дворца спорта ЦСК ВВС на Молодогвардейской улице.
В этом Дворце проходили концерты Владимира Семёновича в 1967 году. Идея появилась чуть раньше — в 2006 году губернатор Самарской области Константин Титов предложил Михаилу Шемякину установить памятник Высоцкому.
Сам автор Шемякин так написал про памятник: «Высоцкий в костюме и плаще Гамлета стоит, опершись на гитару, на фоне бронзовой стены, напоминающей стены Театра на Таганке, в правом углу — свисающий театральный занавес.Слева в проеме стены — тюремная решетка, перед которой фигура стоящего спиной к зрителю милиционера, держащего связку ключей не то от камер заключенных, не то от самой страны, запертой от свободного мира и превращённой в «большую зону“.
Правее от тюремной двери на разросшемся кусте терновника сидит птица Алконост.
Перед сказочной птицей — фигура Марины Влади в роли принцессы Клевской, которую она когда-то сыграла в кино. В руках Марина держит книгу „Владимир, или Прерванный полет“, написанную ею после смерти мужа, из которой как символ злобы и интриг, обрушившихся в России на голову Марины после ухода Володи, выползает маленькая змея.
Над головой Влади висит любимая Высоцким работа Шемякина «Метафизический портрет с Уркой».
И в правом углу зритель видит фигуру госпожи Смерти, прикрывающей оскал черепа театральной маской и держащей в руке чашу Судьбы, перевитую маком, который для себя Высоцкий обозначил символом Смерти.
И под чашей выгравированы эти строки: «Как хороши, как свежи были маки, из коих смерть схимичили врачи!»
И ещё на бронзовой стене выгравирована благодарность бывшему «комсомольскому вожаку», когда-то открывшему самарцам Высоцкого — Косте Титову, благодаря которому появился этот памятник.
«Что ни образ -то символ. Взять хотя бы охранника-милиционера. Одетый по уставу, в сапогах, галифе, кителе и портупее, на которой висит кобура. Руки — за спиной и держат связку ключей. Голова напоминает болт, а фуражка — шляпку гвоздя. Очень говоряще.
2. Марина Влади представлена в роли принцессы Клевской, которую она сыграла в одноименном фильме Жана Деланнуа 1961 года, снятому по роману М. М. де Лафайет.
Справа от горельефа выбито четверостишие из последнего стихотворения поэта, написанного за месяц до смерти:
Мне меньше полувека — сорок с лишним,
— Я жив, тобой и Господом храним.Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
Алконост фигурирует в византийских и русских легендах. Это райская птица с человеческим лицом, образ которой восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка.
Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете. Птица встречается в посвящённой Шемякину песне Высоцкого «Купола»:
«…Птица Сирин мне радостно скалится,
Веселит, зазывает из гнёзд;
А напротив тоскует-печалится,
Травит душу чудной Алконост!…»
Рассматривать этот памятник можно долго и после остаётся ощущение, что побывал на спектакле, или прочитал книгу.
При первом и каждом последующем взгляде на памятник Высоцкому в Самаре становится немного не по себе, что-то в нём есть отталкивающее Горожане и туристы теряются при встрече с магическим и самодостаточным произведением Шемякина, поскольку мало знают о Высоцком, Шемякине и их творческой дружбе.